В последнее время стали часто говорить о волшебном «моменте здесь и сейчас». Возможно, что кто-то постиг это на своём опыте, передавая при этом описание своего переживания при помощи концепций и слов, другие просто пересказывают чужие концепции, не пережив опыта, третьи же принимают всё это на веру, не сознавая того, что «здесь и сейчас» не может являться ни моментом, ни какой-либо другой идеей ума. «Здесь и сейчас» - это Абсолют, который может быть выражен только в терминах отрицания - бесконечный, непостижимый, запредельный, неизменный - и осознан как переживание запредельного для ума опыта.
Вопрошающий: Если мысль создаёт страдания, если по свой природе она ложна и нарушает гармонию, то не означает ли это то, что не стоит делать поступков, вытекающих из мыслей?
Станислав: Проблемы в действии нет, проблема - лишь идея ума о том, что что-то может быть проблемой.
В: Тогда нужно разрешить проблему в уме?
С: Умом невозможно решишь проблемы, ум - их источник.
Вопрошающий: Как вернуться в прошлое?Можно ли изменить прошлое?
Станислав: Прошлое - это лишь фрагмент памяти, сохранённый в уме. В реальности его не существует. Вы можете вернуться в прошлое только в уме, но это будет не реальностью, а блужданием ума.
В: Но это приносит страдания.
С: Блуждания ума часто приносят страдания, ведь они связаны с сильными эмоциональными переживаниями.
Вопрошающий: Понравился Ваш сайт, и слова соответствуют моему опыту. Жаль, что ум всё равно делает моментально из всего концепцию и остаётся там, где и был.
Станислав: Ум не может оставаться на месте, ум – это движение.
В: Так нужно его остановить? Возникает вопрос: как остановить ум?
Вопрошающий: Станислав, подскажите, пожалуйста, насчёт наблюдения мыслей. Я достаточно давно практикую наблюдение мыслей, но не могу понять, откуда появляются мысли, в каком месте возникают?
Станислав: Мысли появляются как самовоображение здесь и сейчас. Сознание воображает само себя, мысли и есть игра воображения. Всё, что Вам кажется Вашим «я», Вселенной, возникает из этой игры воображения. Продолжайте своё наблюдение - это очень полезная практика, позволяющая развивать в себе способность к различению истинного от иллюзорного.
Вопрошающий: Вы говорите: "Направляйте своё внимание туда, откуда появляются ваши мысли, там возникают все вопросы и находятся все ответы". Но ведь мысли возникают с такой скоростью, как же поймать их в той точке, где они возникли?
Станислав: Нет необходимости бегать за своими мыслями. Смотрите, куда они текут и, направив внимание в противоположное направление, Вы сможете понять, откуда и как возникают мысли.
Вопрошающий: Вы рассказывали об опыте единства, что благодаря этому опыту происходит встреча с нашим истинным Я. Но это состояние почему-то со временем исчезает. И возникает вопрос: «Что же мешает постоянно осознавать своё истинное Я?»
Станислав: Ваше кажущееся я.
В: Откуда возникает кажущееся я?
С: Оно постоянно воссоздаётся из конструкций, формируемых Вашим умом.
В: А что заставляет ум создавать эти конструкции?
С: Ваши желания, создающие действие - постоянно воображаемое движение.
Вопрошающий: Размышляя о том, что всё есть иллюзия, я подумала о том, что в каждый момент своей жизни мы имеем всё, что нам необходимо, и ни о чём не надо беспокоиться. Потому что то, что нам принадлежит, у нас невозможно отнять, а то, что нам не принадлежит, есть иллюзия. Получается, что у меня всегда есть то, что мне нужно. Нужно ли тогда создание намерения? Эта мысль создаёт для меня много вопросов.
Вопрошающий: У Вас отличный сайт, Станислав! Нужное дело делаете!
Станислав: Спасибо, но я ничего не делаю, всё происходит само.
В: Разве такое может быть?
С: В мире всегда всё происходит само: текут реки, меняется погода, бьётся сердце, усваивается пища и даже мысли - это биотоки в мозге, которые тоже движутся сами. Это только иллюзия, возникающая в обусловленном уме, что человек что-то при этом делает.
Вопрошающий: Скажите, Станислав, есть простой и быстрый способ испытать состояние Будды, хотя бы кратковременно?
Станислав: Вы периодически испытываете состояние Будды, только неправильный фокус внимания мешает Вам заметить это. Состояние Будды не может быть вызвано ни целью, ни идеей, ни концепцией, ни желанием. И представляя его, в лучшем случае Вы сможете получить лишь своё представление о нём.
Вопрошающий: Вы говорили, что всё, что мы имеем сейчас, – это результат того, о чём мы думали раньше. Расскажите, пожалуйста, как работает этот механизм?
Станислав: Весь этот кажущийся Вам мир воображается, и каждый своими мыслями участвует в его воображении, являясь таким образом его сотворцом.
В: Мне интересно понять, каким образом я участвую в сотворении мира?